В «Современнике» — «Аритмия»

аритмия
5 декабря 2017

10 декабря в Рыбинске, в ОКЦ состоится встреча с режиссером Борисом Хлебниковым и его фильмом  «Аритмия». Начало в 16.30.

— С Борисом Хлебниковым мы познакомились в начале 2000-х, когда он с Алексеем Попогребским  дебютировали на Московском кинофестивале фильмом «Коктебель», — рассказывает руководитель рыбинского киноклуба Борис Крейн. — До того у нас был общий друг и наставник – наш земляк, киновед Юрий Усов; «Современнику» он помогал ценными советами, а Бориса учил в своем кинолицее, созданном на базе московской школы. Поздней, когда тот стал уже кинематографистом, Юрий Николаевич нашел ему в здешних краях домик в деревне, поблизости от собственного. Два года после школы проучившись на биолога, юноша поступил-таки  на киноведческий факультет ВГИКа. Там же в тандеме с Попогребским занялся режиссурой.

Коренной москвич, Борис Хлебников обычно находит своих героев в российской глубинке. И снимает чаще всего на Ярославщине. Съёмки его первой самостоятельной картины «Свободное плавание» проходили в 2005 году в Мышкине, а следующей – «Сумасшедшая помощь» (2009) – в Ярославле. Обе эти работы, как и предпоследнюю – «Долгая счастливая жизнь» – режиссёр привозил рыбинским любителям кино. Этот фильм, созданный в 2013-м, в чём-то предвосхитил «Левиафана» (2014) Андрея Звягинцева. В том и другом главный герой – честный труженик-индивидуал, будь то фермер или автомеханик – безуспешно борется с произволом чиновников. И снимались оба фильма на Севере, в Мурманской области.

Получается, два лидера нового российского кино идут параллельным курсом. Нынешним летом вышла «Нелюбовь» Звягинцева, а осенью – «Аритмия» Хлебникова. И в обеих речь заходит о разводе 3о—40-летних. «В контексте этого киногода, – пишет критик Мария Кувшинова, – «Аритмия» воспринимается как антипод «Нелюбви» – биение человеческого сердца против холода взаимного отторжения».

«Самая зрелая и совершенная работа в кинобиографии режиссера Бориса Хлебникова, – считает маститый Андрей Плахов, – еще больше выиграла от участия в сценарии Натальи Мещаниновой с ее открытой эмоциональностью. Главный герой фильма – врач скорой помощи, чересчур честный и чувствительный для успешной карьеры, не сумеет вылечить всех больных, но будет делать для этого все возможное и невозможное, ссорясь с начальством, родственниками пациентов и любимой женой, тоже врачом».

Помнится, соцреализ требовал изображать жизнь «в её революционном развитии». К сожалению, развития не получилось. Сегодня художник-реалист фиксирует жизнь, равную самой себе, без поучений и вердиктов. При этом фильм, снимавшийся опять же в Ярославле, получил уже более 10 призов российских и международных фестивалей, в т.ч. гран-при «Кинотавра», приз зрительских симпатий и приз Александру Яценко за лучшую мужскую роль (он сыграл в четырёх из пяти  полнометражных картин режиссёра).

Похожие темы
Поделиться ссылкой
Комментарии
Добавить комментарий +

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *