Рыбинск в деталях. С мечтой о вольнице

шлюзы в рыбинске
12 мая 2017

Наш взгляд редко поднимается выше уровня глаз. Мы смотрим на тротуар под ногами, дорогу под колесами автомобиля, на нижний ряд окон дома, мимо которого проходим. Все, что выше, мы видим, только когда хотим рассмотреть детали. Или полюбоваться пейзажем. А для этого нужно время, которого всегда не хватает.

Наверное, поэтому барельеф, которым украшена центральная башня рыбинских шлюзов, описывают в основном путешественники, те, кто в праздном любопытстве рассматривают эти монументальное сооружение изнутри, во время шлюзования корабля. Те же, кто едет мимо на автобусах и автомобилях (ходить по шлюзам как-то не принято), не замечают изображение Стеньки Разина со товарищи.

А между тем это — единственное лепное украшение всего гидротехнического комплекса, построенного накануне войны весной 1941 года.

Почему на барельефе изображен именно легендарный атаман? Не звезды-серпы-молоты, не профили вождей — что было бы вполне логично для того времени. Никакой исторической параллели найти невозможно — Разин, конечно, ходил по Волге в 60-х годах 17 века, и хазарскую княжну топил в волжской воде, и кровью залил реку, не щадя ни врагов, ни друзей. Но все это — гораздо ниже Рыбинска по течению Волги. И уж если делать памятники атаману, то где-нибудь в районе Ульяновска, где Степан Разин проиграл свою последнюю битву за вольную волю.

шлюзы в Рыбинске

Попробуем и нашему барельефу найти объяснение.

Советская власть накануне войны очень нуждалась в собственной идеологии и в собственных «святых мучениках» за народное счастье. Среди таковых оказался и Стенька Разин. Собственно, к этому времени образ народного защитника уже был сложен, и в народной памяти уже стерлись кровь и жестокость, сопровождавшая вольницу атамана-бунтаря.

Вот как описывает его историк 19-го века Николай Костомаров, опираясь на свидетельства современников: «…своенравный и непостоянный, и вместе с тем неуклонный в принятом намерении, то мрачный и суровый, то разгульный до бешенства, то преданный пьянству и кутежу, то способный с нечеловеческим терпением переносить всякие лишения… Жестокий и кровожадный, он забавлялся как чужими, так и своими собственными страданиями… Сострадание, честь, великодушие — были ему незнакомы. Это был выродок неудачного склада общества; местью и ненавистью к этому обществу было проникнуто все его существо».

шлюзы в рыбинке

Местью и ненавистью было проникнуто и строительство рыбинских шлюзов. О недостижимой свободе мечтали узники Волголага, с нечеловеческим терпением перенося лишения и возводя под жесткой охраной могучее волжское сооружение.

Но трудно представить, что струг Стеньки Разина появился на стене шлюза по воле заключенных. Хотя это — самый очевидный вариант. Наверное, у рыбинского барельефа был автор, художник, чей эскиз утверждали партийные деятели. И так совпало: вечная мечта русского человека о свободе и образ атамана-вольнодумца, одобренный советской идеологией, мирно объединились и очень уместно разместились на центральной башне шлюзов в Рыбинске.

Мечта о вольнице на Руси всегда была связана с людскими муками и реками крови.

Похожие темы
Поделиться ссылкой
Комментарии
Кузьмич 14 мая 2017 в 20:38

Мне думается, Юлия Аркадьевна, во время Великой Отечественной Войны, Вы были бы на стороне немцев, как минимум полицаем. Надо же столько желчи в себе носить.

    Hafanana 15 мая 2017 в 21:23

    А она и в мирное время на той же стороне. Все пытается мир завоевать. Только Барбаросса этой дамы проплачена. И цена так себе. 30 серебренников

В.А. 16 мая 2017 в 10:00

Вот это взрыв! Обычная, казалось бы , заметка и так взволновала. Кузьмич и Hafanana, я ничего не имею против любого, вашего в т.ч., мнения, но не могли ли вы его поподробней пояснить и обосновать. Просто интересно, ничего личного! А то у меня, например, складывается впечатление, что проплачены именно ваши комментарии.

Ak747 18 мая 2017 в 12:34

«О недостижимой свободе мечтали узники Волголага», среди которых 80% было уголовников. Да и 20% политических тоже нельзя под одну гребенку стричь — в те годы по 58 статье пускали и проворовавшегося чиновника или допустившего аварию халатного директора завода, пришивая им «вредительство».

А Разина и Пугачева действительно идеализировали. Так же, как идеализировали (начиная с Гоголя и кончая современным сопредельным государством) запорожских казаков и Запорожскую Сечь, в реальности представлявшую собой что-то вроде пиратской республики.
Впрочем, обычный народ сбегал к Разину или казакам тоже не от желания найти приключения на свою пятую точку.

Комментарии запрещены.