Расщепление платежей и ответственности

ЖКХ в Рыбинске
3 ноября 2016

Долги в российской системе ЖКХ превысили триллион рублей. Около четверти этой суммы потребители должны управляющим компаниям, столько же УК должны ресурсникам. Оставшиеся средства должны были получить поставщики энергоносителей.

Одной из мер для нормализации ситуации в отрасли министерство строительства и ЖКХ называет исключение из цепочки платежей управляющих компаний. Минстрой разработал ряд предложений, в том числе и вариант «расщепления» платежа. Окончательное решение и схема оплаты должны появиться до конца года. Пока же мы решили узнать мнение представителей жилищного и коммунального хозяйства Рыбинска о том, как изменится ситуация в нашем городе, если собственники жилья перейдут на прямые расчеты с ресурсниками, кто будет работать над старыми долгами, уменьшатся ли новые, и с какими трудностями мы, потребители, можем столкнуться.

 

Олеся Минеева, Рыбинск

 

Олеся Минеева: деньги – в МУПы, претензии – в УК

Исполняющая обязанности директора департамента ЖКХ администрации Рыбинска Олеся Минеева считает, что поступление денег от населения в ресурсоснабжающие организации, минуя посредников, повысит общий объем денежной массы, доходящей до МУПов:

— Проблема неплатежей за теплоэнергоресурсы стоит остро не только в Рыбинске. Собранные деньги задерживают управляющие компании – это подтверждают и разработчики законопроекта. Нам есть с чем сравнивать. В Рыбинске прямые платежи вводились еще в 2012 году. Сегодня в городе из 1472 многоквартирных домов 45 процентов перешли на прямые платежи в МУП «Теплоэнерго» и 53.6 процента – в МУП «Водоканал». Мы видим, что платежная дисциплина при этом повышается. Сейчас добросовестными плательщиками по прямым платежам являются 95 процентов потребителей. Сравнить с цифрами управляющих компаний нам трудно, так как нам их не предоставляют.

По официальным данным, сборы денег с населения за тепло и горячую воду через управляющие компании по состоянию на сентябрь составляют 103%, по прямым расчетам — 91%. При этом чиновники в разговорах утверждают, что прямые платежи дают Теплоэнерго большие объемы, чем расчеты через УК.

О долгах, сформированных ранее, до перехода на прямые платежи, у Минеевой четкое представление:

— Это однозначно ответственность управляющих компаний, других вариантов мы не рассматриваем. Долги же, которые будут образованы позже, — это уже предмет договоренности между УК и ресурсниками.

И.о. директора департамента обращает внимание, что прямые расчеты не исключают участие в цепочке от населения к МУПам «Теплоэнерго» и «Водоканал» все тех же управляющих компаний:

— Да, деньги должны поступать напрямую в МУПы, но претензии жителей будет принимать управляющая организация. Это значит, что услуга – подача тепла и воды – организована по прежней схеме, меняется только получатель платежа. Квитанция, по которой платит население, может по-прежнему оставаться единой, или платеж может осуществляться по отдельному счету – тут, не вдаваясь в технические подробности, есть варианты. Хотя не исключаю, что законодатель предложит что-то иное.

 

Владимир Родионов, Рыбинск

Владимир Родионов: система должна быть единообразной

Исполнительный директор МУП Рыбинска «Водоканал» Владимир Родионов считает прямые платежи более эффективными:

— Практика это подтверждает, опыт у нас есть. Мы давно работаем с частью жилого фонда по отдельным квитанциям. Но часть платежей проходит через управляющие компании. Если законодатель приведет систему к единому знаменателю, всем будет проще.

О том, увеличиваются или снижаются поступления при прямых платежах, Владимир Родионов точно сказать не может. Управляющие компании могут в какой-то момент погасить образовавшуюся ранее задолженность, или вступит в законную силу решение суда о взыскании долга.

— Поступления неравномерные, — говорит директор «Водоканал», — тенденции отследить трудно.

Нет однозначного решения у Родионова и по долгам населения перед УК, которые образовались до момента перехода на прямые платежи:

— Посмотрим, как будет эта тема прописана в законодательстве. Очевидно, при прямых договорах это станет нашей проблемой, при так называемом «расщеплении» платежей – проблемой управляющих компаний.

 

Нина Чистякова, Рыбинск

 

Нина Чистякова: разводиться надо цивилизованно

Несмотря на мнение «за» прямые расчеты, высказанное руководителем рыбинского Водоканала, у директора УК «Финансовый попечитель» Нины Чистяковой есть противоречивые факты:

— В Рыбинске два ведущие ресурсника – Теплоэнерго и Водоканал. Оба имеют одну организационно-правовую форму МУПа. Оба работают по одному законодательству. Но Теплоэнерго хочет забрать жителей на прямые расчеты, а Водоканал – отдать их управляющим компаниям.

«Финансовый попечитель» перешел на прямые расчеты с Водоканалом в 2010 году. А в январе 2016 года поставщик воды подал в арбитражный суд заявление об урегулировании разногласий при заключении договора.

— Сейчас Водоканал требует нас вернуться к сбору платы с население за воду, включив эту строку в квитанции, хотя нас вполне устраивает существующее положение, — говорит Нина Чистякова. – Я вообще сторонник прямых расчетов. Но при этом мы будем настаивать, чтобы и накопившиеся долги населения также перешли в снабжающие организации. Собственники жилья обязаны по ним рассчитаться, мы поможем с ними разобраться, предоставим всю информацию. Согласитесь, будет некрасиво, если ресурсоснабжающие предприятия начнут работу с нуля, и оставят нас с проблемами, свалив на нас долги прошлого периода. Это неправильно. Уж если разводиться, то надо делать это цивилизованно.

 

Леонид Иванов, Рыбинск

Леонид Иванов: отвечать за себя, а не за соседа

На прямые расчеты с МУП «Теплоэнерго» на начало октября перешли 668 многоквартирных дома в Рыбинске. Директор МУПа Леонид Иванов утверждает, что собираемость денег при этом улучшилась:

— В течение года проценты собираемости по прямым расчетам больше, чем у управляющих компаний на 3-5 процентов в зависимости от месяца. Процент может кому-то показаться небольшим, но это десятки миллионов рублей в год. Если говорить о динамике задолженности, то главным показателем является оборачиваемость долгов – количество дней, за которые рубль плательщика доходит до ресурсоснабжающей организации. По прямым расчетам оборачиваемость около 100 дней, по управляющим организациям – 177 дней.

О судьбе долгов населения, накопленных за прошедшие периоды, у Леонида Иванова четкое представление:

— Субсидировать из бюджета эти долги никто точно не собирается. Долгами перед управляющими организациями должны заниматься они сами. Если эти долги по прямым расчетам – ими занимается Теплоэнерго.

Далеко не все расходы на обеспечение системы прямых расчетов включались в тариф Теплоэнерго. Надеемся, что новые инициативы Минстроя и Правительства РФ помогут это исправить.

При этом Иванов говорит, что возможность передачи подтвержденных долгов населения от управляющих компаний к Теплоэнерго, как это сделано в Ярославле, все-таки рассматривается:

— Проблема – в подтверждении управляющими компаниями долгов и оценке их качества. УК может иметь на руках пачку исполнительных листов, но по ним будет масса отказов службы судебных приставов. Понятно, что такие долги передавать бессмысленно – они улучшают баланс управляющей организации, но не увеличивают денежный поток у ресурсоснабжающей организации.

Для населения Леонид Иванов видит в переходе плюсы:

— Главный – житель начинает отвечать только за себя, а не за соседа. Плюс для Теплоэнерго – это предсказуемость денежного потока, сокращение времени поступления денег на счета, их равномерное поступление в течение месяца, возможность индивидуальной работы с гражданами. Минусы – далеко не все расходы на обеспечение системы прямых расчетов включались в тариф Теплоэнерго. Надеемся, что новые инициативы Минстроя и Правительства РФ помогут это исправить.

 

Сергей Ситников Рыбинск

Сергей Ситников: нужно думать не о платежах, а о качестве услуги

Генеральный директор ОАО «Управляющая компания» Сергей Ситников говорит, что готов уже сейчас передать на прямые расчеты весь жилой фонд в Рыбинске:

— Наша позиция однозначная: мы за прямые расчеты. Управляющие компании ничего на ресурсах не зарабатывают, а несут убытки от неплательщиков. Покупая у Теплоэнерго тепло и горячую воду, мы не можем прогнозировать, за какую его часть потребители заплатят. При этом ресурсники за любую просрочку получают с нас пени и штрафы. За все перерасходы потребителей платят также управляющие компании. Как и за помещения, принадлежащие городу. Администрация Рыбинска не платит за них годами.

Ситников называет основное разногласие в переходе на прямые расчеты:

— Это долги. Мы настаиваем, чтобы все подтвержденные долги были переданы в ресурсоснабжающие организации, как сделало это ТГК-2 в Ярославле. Они отнесли эти суммы себе в убытки и затем получили компенсацию при защите тарифа. В настоящее время у судебных приставов находятся исполнительные листы на 160 миллионов рублей. Мы свою работу сделали: прошли судебные разбирательства, передали документы в ФССП. Больше рычагов для возврата долгов у УК нет.

Все подтвержденные долги должны быть переданы в ресурсоснабжающие организации, как сделало это ТГК-2 в Ярославле. Они отнесли эти суммы себе в убытки и затем получили компенсацию при защите тарифа.

Руководитель УК называет суммы суммарной задолженности перед МУП «Теплоэнерго» — за шесть лет работы она составляет 251 миллион рублей:

— Если вычесть из этой суммы 160 миллионов подтвержденных исполнительными листами долгов, а также спорные суммы, по которым идут судебные разбирательства — около 50 млн — останется 50 миллионов. При ежемесячных начислениях в 40-42 миллиона ее можно считать текущей.

При этом Сергей Ситников уверен, что платежная дисциплина при переходе на прямые расчеты становится гораздо хуже:

— По октябрьским отчетам Теплоэнерго, за 2016 года долги всех управляющих компаний в Рыбинске выросли на четыре процента, тогда как прямые расчеты – более чем на 10 процентов. Ресурсоснабжающим организациям стоит не обсуждать, как хорошо они собирают деньги с потребителей, а думать о том, как качественно предоставлять услуги.  Возьмите хотя бы качество горячей воды в Рыбинске. Ее цвет и запах знает в Рыбинске каждый житель. Да и по температуре постоянно есть претензии. А недогрев на несколько градусов дает теплоснабжающей организации многомиллионную экономию ежемесячно. В крупных городах, например в Москве, с осени этого года это стало одной из наиболее важных тем для работы контрольных и надзорных госорганов. Это, на мой взгляд, более важный для горожан вопрос.

Похожие темы
Поделиться ссылкой
Комментарии
Добавить комментарий +

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *