Путь «Кометы»

Комета
24 октября 2017

20 октября на судостроительном заводе «Вымпел» в Рыбинске произошло знаковое событие — предприятие спустило на воду пассажирское судно на подводных крыльях «Комета 120М».

Судно сможет развивать скорость до 35 узлов. В нем будет обеспечен высокий уровень комфорта для пассажиров, оно оснащено современными средствами связи и навигации, системой умерения качки, климат-контролем.

Значимость события не только в том, что это первое гражданское судно крупного размера, но и в том, что еще год назад никто не смог бы точно сказать, что строительство «Кометы» благополучно завершится.

О том, как реализовывался проект, который сподвиг «Вымпел» на освоение новых горизонтов, о путешествии первой «Кометы» в Севастополь и перспективах развития пассажирских перевозок в России мы поговорили с начальником управления гражданского судостроения АО «Вымпел» Сергеем Мазохиным.

— Сергей Владимирович, с какими особенностями связана транспортировка такого большого судна, как «Комета»?

— Хочу сказать, что в общепринятых масштабах судно нисколько не большое. Длина «Кометы» 35 метров, для сравнения, сухогрузы достигают 120-140 метров. Конечно, своя специфика в перевозке «Кометы» есть: груз негабаритный, для него разрабатывается индивидуальный проект, который проходит согласование в контролирующих органах. После этого судно грузится на баржу, раскрепляется и доставляется в пункт назначения.

— Стоимость доставки до Севастополя одной «Кометы» — 18 миллионов рублей. Каждая ли компания возьмется за такую работу?

— Компанию, которая смогла бы доставить судно в Севастополь, определяли через процедуру торгов. Взять на себя подобные обязательства могут лишь специализированные компании, у которых есть специальный флот. Немаленькая цена доставки объясняется и индивидуальным подходом, и множеством разрешений, и обеспечением особых требований по безопасности. Например, баржу с «Кометой» в Севастополь будут сопровождать сразу два буксира.

— Какой путь предстоит проделать «Комете»?

— После спуска судно отбуксировали в рыбинский порт, где произойдет погрузка на баржу, на которой оно и отправится в Севастополь. Ориентировочно доставка займет 3-4 недели. Одновременно с этим мы прорабатываем вопрос разгрузки и выбора места базирования судна. Нам необходимо нанять плавкран, который снял бы «Комету» с баржи и установил на достроечную площадку.

— Что предстоит сделать до ввода судна в эксплуатацию?

— В первую очередь нужно провести достроечные работы: отделку, интерьеры, полноценный салон, рулевую рубку, санузлы, багажное отделение, барную стойку. Все эти работы проведут уже в Севастополе. Далее будут проведены пуско-наладочные работы, швартовные и ходовые испытания. После всего этого можно будет вводить «Комету» в эксплуатацию. Планируем, что это произойдет в 2018 году. Конкретно это судно будет курсировать между Севастополем и Ялтой.

— Что дальше ждет проект «Комета»? Есть ли в планах у «Вымпела» производство других судов этой серии?

— Есть проект, одобренный министром промышленности и торговли РФ Денисом Мантуровым. По нему в этом году планируется заключить контракт на строительство трех судов и в следующем — еще двух. Сдать в эксплуатацию мы их должны до 2020 года. «Кометы» будут курсировать по Черному морю в Краснодарском крае, Крыму и Севастополе. В советские времена там курсировали десятки судов, сейчас это направление не реализуется. Мы должны начать работу по его восстановлению: разработать методику, привлечь пассажиров, «раскрутить» маршруты. Если все пройдет удачно, то парк «Комет» мы сможем пополнять по 2-3 единицы в год.

— «Вымпел» же не ограничился только производством «Комет», но и принял решение самостоятельно их эксплуатировать.

— Еще год назад никто не знал, будет ли реализован этот проект, приобретет ли кто-то наше судно. Первую «Комету» мы заложили без гарантированного заказчика, без судостроительного контракта, строили на собственные средства. Целый год шли переговоры с министерством, мы рисовали экономические модели эксплуатации и в ходе этого приняли решение самостоятельно осуществлять пассажирские перевозки. Взяли на себя определенные обязательства, заручились поддержкой Минпромторга. Окончательное решение было принято в августе, после чего мы в кратчайшие сроки завершили строительство первой «Кометы».

На сегодняшний день создана транспортная компания-оператор. Она является на сто процентов дочерней компанией «Вымпела», но мы планируем, что в ее состав войдут и те регионы, в которых мы будем осуществлять перевозки.

Нам предстоит освоить много новых компетенций, но у нас есть хороший опыт и профессиональные кадры.

— Потребность в «Кометах» есть только на Черном море или в других регионах России существуют проблемы с пассажирскими перевозками водным транспортом?

— Проблема в том, что пассажирские перевозки нерентабельны и требуют дотаций и субсидий. Даже в Крыму, где благоприятные погодные условия, навигация вряд ли будет продолжаться больше пяти месяцев, так как поток туристов заметно снижается, а перевозить двух-трех человек экономически нецелесообразно. Но, тем не менее, потребность в пассажирских перевозках существует во многих регионах: Санкт-Петербург, Карелия, Владивосток, внутренние водные пути северных рек и Поволжья. Суда десятками выбывают из эксплуатации, а парк не пополняется. В Черном море пассажирских перевозок не было с советских времен.

Мы уже провели обследование инфраструктуры на черноморском побережье. В Краснодарском крае с этим нет проблем, там причалы находятся в отличном состоянии. Удалось подобрать места с нужными глубинами в Крыму и Севастополе. Осталось решить вопросы транспортной безопасности — установить рамки металлодетекторов, организовать места для досмотров.

Комета

Похожие темы
Поделиться ссылкой
Комментарии
Добавить комментарий +

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *