О деньгах и трубах

17 января 2018

Мы привыкли ругать ЖКХ, жалуясь на высокие цены и несоответствующее им качество оказываемых услуг. Собственникам и нанимателям в большинстве случаев все равно, куда пойдут их деньги — ресурсникам или жилищникам, обслуживающим или подрядным организациям. Для людей слова «коммуналка» и «проблемы» стали почти синонимами. Одновременно с этим в умах пользователей услуг ЖКХ настойчиво формируется образ врага, виновного во всех бедах.

Если верить чиновникам, то все проблемы в коммуналке создают управляющие компании. И не особенно важно, как называется организация, как долго она работает на рынке, добросовестно ли она исполняет свои обязанности. Людям с экрана телевизора и страниц газет говорят: во всем виновата УК.

Попробуем разобраться на примере рыбинского ЖКХ, все ли беды этой сферы можно переложить на плечи обслуживающих организаций. Или чиновники все-таки позволяют себе некоторое лукавство, стараясь свалить с больной головы на здоровую.

Теплый прием

Если внимательно рассмотреть квитанции по оплате услуг ЖКХ, то станет ясно, что большая часть суммы достается ресурсоснабжающим предприятиям, точнее тем, кто снабжает нас теплом и горячей водой.

Тариф на эти ресурсы включает в себя не только стоимость их производства и транспортировки, но и затраты на модернизацию сетей, а также потери, неизбежные при доставке тепла и воды до потребителей. С последними двумя пунктами, к слову, связанными между собой, в Рыбинске дела обстоят не очень хорошо.

О состоянии сетей и подготовительной работе, проведенной МУП «Теплоэнерго» в межотопительный сезон, можно судить по растущему количеству претензий Ростехнадзора, предъявленных предприятию, — если в 2016 году их было 60, то в 2017 — 364. Вместо того чтобы устранять недоделки, ресурсники и их учредитель в лице рыбинской администрации планировали оправдываться в суде. В конечном итоге Рыбинск получил паспорт готовности к зиме не в начале осени, а к концу декабря.

И это при том, что износ сетей еще несколько лет назад оценивался специалистами в 70-80%, а значит, относиться к обветшавшим трубам стоило бы более трепетно, а еще лучше — активнее тратить средства на их замену, а не на судебные тяжбы.

По состоянию на 14 декабря задолженность населения по прямым платежам перед МУП «Теплоэнерго» достигла 244,75 миллиона рублей.

Поговорим о потерях. Их любой житель Рыбинска может наблюдать собственными глазами. Оттаявшие участки асфальта или газон, покрытый зеленой травой даже в декабре, символизирует то, что где-то под землей находится недостаточно заизолированная теплотрасса или труба, из которой утекает в никуда горячая вода. Причина проблем все та же — изношенность систем и легкомысленное отношение к их содержанию.

Приведем яркий пример. При подготовке к отопительному сезону 2016-2017 тогдашний руководитель «Теплоэнерго» Леонид Иванов отчитался об исполнении 100 процентов предписаний Ростехнадзора по изоляции магистральных тепловых сетей в микрорайоне Переборы. Однако прогулка по улицам показала, что написанное на бумаге разительно отличается от фактического положения дел: во многих местах новый изоляционный материал был просто обернут вокруг труб, а внутренняя «скорлупа», сохраняющая тепло, отсутствовала.

Легкомысленное отношение оборачивается финансовыми потерями, компенсировать которые приходится обычным жителям. Если в коммерческой структуре уже давно бы задались вопросом снижения потерь и качества работы руководящего звена, то подпитывающееся бюджетными гарантиями и банковскими кредитами МУП может не беспокоиться из-за такой ерунды.

Денег нет

Трудности и недостатки в своей работе ресурсники привыкли оправдывать глобальными неплатежами. Самый главный враг здесь, конечно же, вновь управляющие компании. Если обратиться к данным уже упомянутого «Теплоэнерго», то уровень сбора с УК за тепло и горячую воду во втором полугодии 2017-го составил 83%.

Вспоминая активную рекламную кампанию перехода жителей Рыбинска на прямые расчеты с ресурсоснабжающими организациями, развернутую чиновниками от ЖКХ около года назад, невольно задаешься вопросом: а стал ли этот шаг решением проблемы нехватки средств у МУП «Теплоэнерго»?

Обратимся все к той же презентации: на конец первого полугодия процент сбора по прямым расчетам составил 69%, по итогам второго — 78%. По состоянию на 14 декабря задолженность у этой категории плательщиков достигла 244,75 миллиона рублей. Для сравнения: самый злостный, по мнению «Теплоэнерго», неплательщик — ОАО «УК» — за девять с половиной лет работы в Рыбинске задолжал МУПу 295,4 миллиона рублей, и это без учета выплаченных только в 2017 году 77 млн пеней.

Так получается, что переход на прямые расчеты и исключение управляющих компаний из цепочки оплаты ничуть не прибавили денег ресурсникам? Ведь если следовать логике, то все платежи населения — их уровень составляет 90-95% — должны автоматически попадать на счета компаний, поставляющих тепло и воду.

Раньше «оседание» платежей стабильно сваливали на управляющие компании, теперь же недостача говорит о том, что «Теплоэнерго» и чиновники так и не смогли наладить работу в вопросе сбора денег, а значит, недополучили финансы, необходимые для нормального функционирования системы водо- и теплоснабжения Рыбинска.

Подающие пример

Не может похвастаться отменной платежной дисциплиной и структура, чьи расходы гарантированно подкреплены заложенными в бюджете финансами, — рыбинская администрация. Управляющие компании с боем получают от нее средства за обслуживание муниципального и нежилого фондов. Тому же «Теплоэнерго» местный бюджет должен 13 миллионов рублей, еще шесть млн задолжали муниципальные предприятия.

О том, как администрация платит, а точнее — не платит за капитальный ремонт, «В городе R» уже неоднократно рассказывала.

По данным российских СМИ, из триллионного долга за жилищно-коммунальные услуги 700 миллиардов приходится на долю муниципальных бюджетов. И Рыбинск, увы, здесь не исключение. Взаимодействовать предприятиям сферы ЖКХ с чиновниками становится все труднее. Это не может не сказываться на простых собственниках жилья. И пока вместо выстраивания диалога с управляющими компаниями, обслуживающими организациями и всеми теми, от кого зависит качество услуг ЖКХ, чиновники будут искать себе оправдания и сваливать вину на окружающих, ситуация в этой сфере не улучшится. Мы по-прежнему будем грустно наблюдать за увеличением цифр в квитанциях и несоответствием цены и качества услуг.

Похожие темы
Поделиться ссылкой
Комментарии
гость 17 января 2018 в 11:40

меня удивляет наезд власти на ук.сами создали полукриминальные структуры,сами ими руководят или крышуют и в тоже время говорят что корень зла в ук.Региональная власть тоже с наскоку заявляла:наведем порядок,покажем «берега».но со временем запал угас.и вместо погашения долгов и платежей в 120% имеют огромный рост.терки Главы с ОАО «УК» тоже всем ясны проиграв суды ,получив иски Глава встал в позу.хотя в подконтрольных ук дела не лучше.проблемы создают на пустом месте ради своих шкурных интересов(пример с уборкой мусора) соответственно от такого руководителя все шарахаются и бегут.(Иванов,Крылов,Герасимов…)

Сидельников Сергей Геннадьевич 17 января 2018 в 11:44

Читаем через призму последних событий. А именно противодействие со стороны главы города Добрякова и председателя муниципального совета Долгова включению в повестку декабрьского заседания Совета решение депутатской комиссии по местному самоуправлению об увеличении числа ревизоров контрольно-счетной палаты.
С МУП «Теплоэнерго» надо что-то решать. Но перед тем, как принимать решения, на предприятии должна пройти качественная документальная проверка. Потому что сегодня никто достоверно не знает, что там творится с бухгалтерией, почему такие долги и что с ними делать. «Гениальные финансисты» тут только еще больше запутали ситуацию. Определяться можно только после проведения установленным образом финансовой проверки в рамках тех полномочий, которые предоставлены по закону местным органам власти.
Без этого позиция главы города выглядит двусмысленной и непонятной. Да и пустая болтовня чиновников вокруг этого, признаться, уже надоела.

Добавить комментарий +

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика